5 февраля 1923 года Главное морское техническо – хозяйственное управление Народного комиссариата по морским делам РСФСР (без тренировки и не выговориш!) предложило Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ) спроектировать для флота первый отечественный торпедный катер. Моряки хотели получить боевой корабль, который мог бы действовать при волнении до трех баллов, легкое прикрытие защищало бы его жизненно важные части и экипаж от пуль и осколков. Катера должны были быть достаточно компактными, чтобы поместиться на палубе крейсеров, которые в случае войны доставили бы их к вражеским базам.
И в мае 1925 года проектом „морского москита” – бытовал в те годы такой термин – занялись талантливые инженеры: С. Четвериков, Н. Грибов, В. Петляков, А. Архангельский, Н. Некрасов, а возглавил всю эту бригаду А. Туполев (будущий академик, создатель знаменитых бомбовозов и авиалайнеров).
К флотскому заданию авиационники подошли по-своему: для корпуса катера они взяли тогдашнюю новинку – легкий дюраль, мощные и легкие двигатели позаимствовали у самолета, а на днище катера сделали выступ – редан. Такой корабль, набрав ход, не вспарывает волны острым носом, а скользит над ними. Свойх авиамоторов тогда в России не было и их закупили за границей (600-сильные „райт-циклоны”), а прочные гребные валы и винты быстро освоил ленинградский завод „Большевик”. В марте 1927 года из московских мастерских ЦАГИ готовый катер был доставлен по железной дороге в Севастополь и спущен на воду ...и подвергся длительным испытаниям (с 30 апреля по 16 июня). „Первенца” сравнили с трофейным СМБ...которого он обставил по всем статьям!..Туполев с нескрываемым удовольствием доложил коллегии ЦАГИ , что „глиссер не только оправдал наши расчеты, но и несколько превзошел их ...” Приемная комиссия отметила: „ЦАГИ выполнил поставленную задачу...и подлежит приему в состав морских сил РККА”. А 18 мая 1928 года Техническое управление РККФ заказало новый , еще более совершенный катер...и уже 3 сентября 1928 года АНТ-4”Туполев” спустили на воду..
До 1932 года наш флот получил десятки „москитов”, официально наименованных Ш – 4. На Балтике, Черном море и Тихом океане вскоре появились первые соединения таких катеров.
И обратите внимание на темпы! – в 1928-м году флот заказывает ЦАГИ еще один катер, названный Г – 5 (глиссирующий). Хоть внешне он почти не отличался от Ш – 4, это был во многом новый корабль – в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-мм торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную по тем временам скорость – 65,3 узла без нагрузки (это почти 120 км/час!) и 58 узлов с полным боезапасом.
Этого оказалось достаточно, чтобы моряки сочли его „лучшим из существующих у нас торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам”. В последующем десятилетии было выпущено несколько сот кораблей такого типа.
Завидной оказалась участь Г- 5-х: были они основой нашего „москитного” флота в 30-е годы, прошли боевое крещение в испанской войне, в Великой Отечественной дрались на всех морях, и не только ходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими субмаринами, охраняли конвои, высаживали десанты...
1 сентября 1934 года был заложен лидер Г – 6, который внешне напоминал пятерку, только сильно увеличенную. На этом его сходство с прототипом кончалось: в машинном отделении стояло не три, а восемь моторов ГАМ – 34 ,развивая 50 узлов.
В атаке катер мог выпустить сначала три торпеды из неподвижных кормовых желобных аппаратов, а затем дать такой-же залп из поворотного аппарата, установленного за рубкой. Вооружене дополнялось 45-мм пушкой и пятью пулеметами...5 июня 1939 года Г – 6 стал в строй...Только спустя 15 лет аналогичные по вооружению катера появились за границей...
В августе 1940-го вступил в строй и второй лидер – Г-8.тем не менее эти удачные в целом корабли в серию не пошли из-за своей дороговизны – вместо одного Г-6 можно было собрать четыре хорошо зарекомендовавших себя и освоенных промышленностью Г-5. Однако реданные „москиты” при всех их несомненных достоинствах не отличались мореходностью, и в штормовых условиях им приходилось туго...А флот нуждался в килевых катерах, которые могли бы действовать и при весьма солидном волнении...Поэтому разработку их поручили не авиационникам, а профессоиональным судостроителям.
10 февраля 1939 года вЛенинграде заложили, а в конце сентября спустили на воду килевой торпедный катер Д – 3 (Д-деревянный). Он был вдвое тяжелее Г-5, немного уступал ему в скорости, зато мог действовать вдали от своей базы, и ему не мешало волнение даже в 5 – 6 баллов...К тому-же на Д – 3 стояли бугельные торпедные аппараты, выбрасывавшие торпеды не за корму, как у всех реданных катеров, а за борт. И если все „Г” могли стрелять только с полного хода, тут же отворачивая в сторону, чтобы не получить удар своей же торпеды, то Д – 3 торпедировал противника чуть ли не со стопа. Вот поэтому флот и заказал сразу десятки таких катеров...
Торпедный катер типа Г-5 IХ серии. Вступил в строй 1937 г. В ночь на 1 ноября 1943 года группа из шести торпедных катеров, вышла из Тамани в район Эльтигена на поиски БДБ противника, а также для прикрытия высадки десанта дымовыми завесами. В 02 ч. 00 м. 1.11.43 г. торпедный катер ТК № 72 подорвался на мине. | |
Так как мина была небольшая, катеру лишь сильно разворотило корму, а не разнесло на куски. Но в течение нескольких минут катер пошел на дно. При этом погибло 3 человека, четверых спас ТК № 35. Архивные координаты гибели 45°13'N, 36°35'5"Е. В 1999 г. катер был обнаружен тольяттинским клубом "Нептун-Про". Фактические координаты 45°__.___'N 36°__.___'E, это южнее архивных на 1,9 км. Глубина на месте гибели 7 метров, возвышение над грунтом 2,5 метров. Кормовая часть катера основательно покорежена, рядом с рубкой обнаружен пулемет ДШК с турелью. В рубке все сохранилось на момент затопления. Под сиденьем штурмана, в ящике - отлично сохранившийся прибор для наведения торпед, в арсенале лежат автоматы ППШ, гранаты, ящики с патронами. Впоследствии при осмотре дна вокруг катера были обнаружены две торпеды, лежащие в 8 метрах от кормы, а также фрагмент мины, по всей вероятности той, на которой подорвался катер. В 2000 году клубом "Нептун-Про" была предпринята попытка подъема торпедного катера с помощью мягких судоподъемных понтонов, с целью установки его в музее, но некачественные карабины не дали закончить начатое дело. Удаленность от берега 2,2 км. Объект интересен для дайвинга http://neptun-pro.ru |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментируйте здесь